Венеция-2015: скелеты в шкафах
Здравствуй, здравствуй, зрители и дорогие читатели! В разгаре 72?й ветшайший кинофестиваль мира – Венецианский.
Как неизменно, он собрал с дюжина звёзд на собственной красной дорожке, продемонстрировал новые фильмы как маститых режиссёров, так и дебютантов со всего света. А в то время, когда в один раз на внеконкурсной основе в 7 часов вечера давали «Тёмную мессу» с Джонни Деппом, фанаты стали занимать места у железных поручней аж с 8 утра, дабы, в случае если повезёт, сделать selfie со своим любимцем. Состоялась и долгожданная премьера фильма Александра Сокурова «Франкофония», которую я караулил ещё в Каннах, но по окончании просмотра фильма стало ясно, из-за чего с Каннами не сложилось
Из изумительно подобранной хроники видно, что французы встречали германская армия, по привычке сидя в кафе с бокалом вина. Франция наполовину была под сапогом у немцев, трудилась на Германию всеми собственными производствами.
Вот в кадре Гитлер одобрительно оглядывает Париж – Эйфелева башня на месте. Сейчас она его. Но в центре фильма – будущее Лувра, сокровища которого кураторы попрятали по бессчётным замкам.
Граф Меттерних, уполномоченный Рейхом заниматься музеями Франции, был культурным человеком и не стал пытать на дыбе директора Лувра. Они кроме того поняли друг друга.
Для сравнения: Сокуров даёт кадры блокадного Ленинграда и вымерзающего Зимнего дворца, в который никакой граф Меттерних командирован не был. А во Франции нацисты вели себя деликатно, ели круассаны в кафе а также платили за себя.
Граф Меттерних по окончании победы союзников возьмёт французский орден Почётного легиона. По всей видимости, за то, что не разрешил разграбить припрятанные сокровища Лувра.
Но фильм не исчерпывается событийным рядом, он ставит вопросы об морали и искусстве, власти и культуре и пробует сформулировать, в чём же отличительные черты европейской цивилизации, и не настало ли время бить тревогу , заботясь о её спасении. К примеру, фильм делает упор на жанре портретной живописи по данным коллекции Лувра и настаивает, что эта живопись имеется визитка Европы, по причине того, что в центр ставит человека, его жизнь.
Она возможно парадной, возможно личной, но её сокровище превыше всего, превыше всех религиозных догм. И дабы обезопасисть её от варварства, одной просветительской работы мало.
В случае если в фильме «Русский ковчег» Сокуров сказал о спасении сокровищ русской дворянской культуры, то во «Франкофонии» он думает о том, как сохранить общеевропейские сокровища в эру «заката Европы».
«Эверест» Балтазара Кормакура
У публики и критики «Франкофония» сейчас занимает ведущую плозицию, но посмотрим, что примет решение высокое жюри под управлением Альфонса Куарона («Гравитация»).
Нужно заявить, что фестиваль в текущем году весьма пёстрый по уровню фильмов и затронутым темам. Про громадные голливудские студии, каковые были представлены «Тёмной мессой» (Warner Bros), «Девушкой» и «Эверестом из Дании» (Universal), возможно заявить, что они вдохнули в фестивальную судьбу большую художественную энергию.
Фестиваль раскрывался фильмом исландского режиссёра Балтазара Кормакура «Эверест», в базу которого легли доподлинные события экспедиции на одну из высочайших вершин мира двух коммерческих альпинистских групп во второй половине 90-ых годов XX века, каковые на протяжении возвращения попали в центр невиданной бури. До стоянки добрались не все.
Экскурсоводом в одной из групп, кстати, был русский альпинист Анатолий Букреев, что в одиночестве и полной темноте отправился выручать потерявшихся участников экспедиции и поочерёдно привёл троих в лагерь. В фильме для отечественного «хорошего парня» Букреева найдётся место, но он не станет главным храбрецом картины.
В центре же окажется вызов, что человек бросает горе, пробуя покорить её. Но он задал вопрос разрешения у горы?
Кто-то выживет, кто-то тронется умом и шагнёт в пропасть, кто-то замёрзнет, кто-то отыщет в себе силы утром, в то время, когда буря уйдёт, зашевелить обмороженными пальцами ног и рук, подняться и дойти до верхней стоянки. Но особенно сильной будет сцена, в то время, когда героиня Эмили Уотсон, диспетчер на базе, будет соединять говорящего по рации умирающего в ледниках храбреца Джейсона Кларка с телефоном ожидающей его в Соединенных Штатах женой Кирой Найтли и напротив.
На отечественных глазах героиня Найтли из жены будет преобразовываться во вдову И это всё было в действительности – Кормакур отыскал архивную запись этого беседы.
Фильм не поднимает моральной темы продажи дорогих туров неподготовленным любителям, каковые потребляют больше кислорода, чем нужно, и на обратном пути у них в баллонах пусто. Основное же в нём – немыслимая красота замеченного, панорамные съёмки Эвереста на бреющем полёте камеры, и рвение человека вырваться прочь от вялотекущей повседневной обывательской судьбы.
Но прекрасно, в то время, когда гора сыта, а вдруг проголодалась? В фильме «Эверест» она очень сильно проголодалась, буря залетела аж на самую высоту, не смотря на то, что в большинстве случаев атмосферные фронты сталкиваются где-то на уровне 4–5 км.
Но не будем вникать в эти подробности. С вершины буря смотрелась значительно эффектнее, чем в каком-то ущелье.
А в конкурсе Universal представил картину «Женщина из Дании», которая явилась новой работой оскароносца («Король говорит») Тома Хупера, забравшего за базу историю настоящую, произошедшую в семье видных датских живописцев в 1920?х годах. Живя в радостном браке со своим мужем практически 6 лет, Грета (Алисия Викандер) требует его в один раз попозировать для её картины, где балерина в пачке изгибается всем телом, занося руки над головой и отставляя ногу как возможно дальше, вытянув носок.
Супруг (Эдди Редмэйн) примеряет пачку и делается в позу. В этот самый момент камера ловит необычное выражение, что пробежало по его лицу.
Как словно бы он стал что-то вспоминать, и это что-то было возбуждающе притягательным. Потом в фильме, изумительно снятом, разворачивается ужасная история храбреца, что неспешно осознаёт, что Всевышний сотворил его дамой.
Скоро он перестаёт скрывать собственную женскую сущность и уже не имеет возможности видеть на себе никакой мужской одежды, впадая в психоз. Грета обожает его и вычисляет это причудой, но причуда делается манией, и они отправляются к врачам.
Практики операций по перемене пола тогда не было по большому счету, и храбрецу по окончании опытов с облучением светит сумасшедший дом. Тем временем Грета, сделав его моделью, обретает оглушительный успех собственных новых картин, и её приглашают в центр художественной судьбе – Париж, где у храбрецов начнётся новая судьба.
А второй многобюджетный фильм «Тёмная месса» на внеконкурсной основе продемонстрировала компания Warner Bros, режиссёр Скотт Купер. Будучи сам актёром, Купер наполняет картину выдающимся числом актёров второго замысла, а на первом у него – непревзойдённый Джонни Депп.
Для того чтобы Джонни мы ещё не видели. В случае если раньше он играл роли комические и лирические, то тут по сюжету он играется короля бостонской мафии, а в действительности – самого дьявола.
Более-менее как человек он ведёт себя лишь с матерью собственных детей (Дакота Джонсон, «50 оттенков серого»), для остальных он законченный монстр и чем-то кроме того напоминает Джигарханяна из «Места встречи поменять запрещено», гримёры над ним потрудились отменно. Но горящий взор, в котором видны языки пламени, – это не под силу никаким гримёрам.
Да и в распоряжении храбреца в исполнении Деппа 50 оттенков зла. По сюжету его храбрец приобретает предложение от шефа FBI в Бостоне (Джоэл Эдгертон) в обмен на «крышу» его небольшой преступной деятельности расправиться с итальянской мафией.
В фильме мы видим, как Джонни Депп со товарищи методично уничтожают коза ностру. Но мы видим да и то, как из небольшого мафиозо Джонни Депп делается могущественным криминальным хозяином Бостона, где у FBI во многих позициях уже руки окажутся малы.
Меньше, мораль этого, как неизменно, прогрессивного фильма такова: перед тем как подписывать пакт с сатаной, прекрасно поразмыслите. Коготок увяз – всей птичке пропасть.
По крайней мере в случае если роль сатаны достаётся Джонни Деппу.
А вот итальянцы как хороши были в Каннах, так поразили в Венеции. В случае если в том месте режиссёр Паоло Соррентино представил весьма эмоционально и художественно крепкий фильм «Юность», то тут мэтр Марко Белоккьо своим «Родным родством» очень сильно поразил.
Воздействие фильма происходит в двух временах – на протяжении историческое и Сейчас – в одном провинциальном итальянском городишке, где при монастыре была колония, в которой в наше время поселился старый граф, глава совета вампиров. А в прошлые времена в монастырскую колонию заточили красавицу Бенедетту, которая соблазнила собственного духовника, от чего он совершил суицид.
Брат-близнец погибшего, юный красивый мужчина армейский, приезжает в монастырь, дабы совершить процедуру захоронения брата на приличном кладбище, где самоубийцам покоиться не разрещаеться. Настоятель обещает ему помощь, но для этого необходимо, дабы Бенедетта созналась в альянсе с сатаной.
Её подвергают разнообразным инквизиторским пыткам: сладострастно топят, жгут, наконец, замуровывают в склепе, оставляя лишь дырочку для причастия. Спустя 3 десятилетия, в то время, когда красивый мужчина армейский, став кардиналом, возвратится в монастырскую колонию, ему скажут, что Бенедетта всё ещё жива.
Склеп разбивают, и нагая всегда юная героиня-ангел выходит из него, словно бы не было этих 30 лет. Весьма поэтично.
Но дальше начинается второй фильм, в котором уже громадна комическая составляющая. В бывшую монастырскую колонию, где живёт ветхий граф (вампир), приезжает коррумпированный русский и министерский чиновник биллионер Иван Рихалков, что желает её приобрести.
Но вампиры не сдаются и находят компромат на государственного служащего (кнут), в один момент предлагая взятку (пряник). В это же время граф умирает.
Так осуществит собственную блажь Рихалков либо нет? Интрига обрывается титром «FIN».
Наблюдаешь на всё это и думаешь, а что всё это было? Либо мне показалось, что я видел данный фильм? Да наподобие видел
Через несколько дней я подведу итоги призовой политики фестиваля, а очень нетерпеливых приглашаю в ночь с субботы на воскресенье (12 сентября) в собственный «Негромкий дом» на Первый канал, где побеседую с создателями и артистами фильмов, о которых написал в этом номере, и покажу радостные лица победителей.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Печать одиночества (Скелет в шкафу) 1-2 серии Мелодрама,Драма