Вы там поострожнее с гоголем
На экраны шумно вышла картина «Гоголь. Начало» – мистический триллер о неординарных приключениях молодого Николая Васильевича в Диканьке, и это лишь первая часть эпопеи.
Скоро зритель заметит ещё три части мрачного полотна, созданного «по идее Александра Цекало», – «Гоголь. Ужасная месть» и без того потом.
Надеюсь, что «ужасная месть» самого автора не настигнет создателей фильма. Тем более в основных ролях – Александр Петров и Олег Меньшиков. «Их-то за шо??»
Удивляет меня отчаянная смелость кинематографистов. А ведь возможно было бы задуматься, хотя бы отыскав в памяти, как в январе 2014 года на экраны вышла картина О. Степченко «Вий». В январе. А в феврале на Украине… Вия привели, как говорится.
Кое-какие приключения сопровождали и новую гоголевскую эпопею – первоначально это был телевизионный сериал, созданный под руководством ТВ?3. А данный канал именно специализируется на мистике того сорта, что представлен на бумажных обложках соответствующих романов, – с нехорошим оскалом и окровавленными когтями женщин с гривами жёлтых либо тёмных волос.
Но сериал всё не оказался, и внезапно обрушился на экраны в виде фильма из 4 частей. Другими словами в откровенном треше, рядовом телемусоре, продюсеры узрели кинематографический потенциал.
С одной стороны, это странность, а с другой – в полной мере ветхая советская практика, в то время, когда маленькие телесериалы («меч и Щит», «Безрадостен-река») сначала выходили как фильмы. Действительно, тот «продукт» был другого качества.
Но, все продукты тогда были другого качества, так что плачь – не плачь, мир живёт, как о нём задумано.
Первый приступ тревожных предчувствий подкатил к сердцу, в то время, когда я заметила в титрах неизвестные фамилии шести сценаристов. Это мы снова идём в хвосте мировых трендов – на данный момент кроме того длиннющие заморские сериалы из самых актуальных пишет один человек, максимум два.
Шесть человек для художественного произведения – чистая трагедия. Действительно, все глупости и обломы замороченных сюжетных линий в современном кино маскируются залихватским монтажом.
Да и линия с ними со всеми, с продюсерами, режиссёрами и сценаристами, мало ли дури на свете, но Гоголь! Мимо фильма, где изображён сам Гоголь, не имеет возможности равнодушно пройти бедный читатель – и вот он делается зрителем.
Гоголь (Александр Петров) есть нам приятно-нервозным молодым человеком, загримированным под канонический образ писателя, каковой устрашает уже не одно поколение школьников, вися на фронтонах и в коридорах школ. Усики, пробор, долгое каре из ровных волос, узкая усмешка на губах.
Он трудится писарем в следственном отделе Третьего отделения, выезжает на происшествия. Началось с убийства одной барыни.
Посмотрев на распростёртое у камина тело, Гоголь впадает в экстаз и успевает записать что-то из замеченного в трансе. В этот самый момент на место происшествия прибывает известный следователь Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков).
Элегантный, насмешливый, преисполненный хорошего настроения, Гуро, по намёткам гоголевских прозрений, восстанавливает картину убийства. Сейчас он торопится в Диканьку – в том месте хронически обнаруживаются трупы девушек.
Подчёркивается, что «молодых», но это, понимаете, излишне – мы замечательно понимаем, трупы каких девушек фигурируют в триллерах. «Заберите меня! – требует Гоголь. – Это мои родные места!» Ну, отправились.
Злодея мы, кстати, уже видели, в начале, в лесу, где он злодействовал. Это тёмный наездник на коне, сильно напоминающий персонажа «Сонной лощины» Тима Бёртона.
Из него на протяжении злодеяний вывинчиваются, как штопор, большие бессчётные рога, формой напоминающие горно-козлиные. Морды не видно.
Гоголь и Гуро поселяются на постоялом дворе и начинают расследование, окружённые безрадостными аборигенами.
То ли малороссийский колорит прекратил интересовать отечественных кинематографистов в принципе, то ли, как говорится, «потерян секрет изготовления пряников», но красочности в данной Диканьке нет совсем. Такая собственного рода «сонная лощина», окрашенная в простые для мистических триллеров светло синий-тёмные тона.
Того избытка вкусной солнечной судьбе, которая у Гоголя (писателя) граничит с кошмарами тьмы, в данной Диканьке и быть не имеет возможности. Кроме того фрукты и овощи отсутствуют, тем более пляски и песни.
Дамы все колдуньи, не считая кроткой жены помещика Данишевского (Таисия Вилкова). Мужчины все куркули, очевидно что-то скрывают, не считая обаятельного пьяницы, доктора Бомгарта (Ян Цапник). (Кстати, один из шести сценаристов фильма очевидно что-то просматривал, по причине того, что Бомгарт – фамилия из Булгакова.)
Отечественная парочка – Гоголь и Гуро – трудится на контрастах. Гоголь каждые пять мин. валится в судорогах и конвульсиях – припадок, обморок, сон, видения.
Ему чудятся чёртова мельница, таинственная женщина с полными губами, утверждающая, что отечественный храбрец – Чёрный и ему разрешено узреть дела Тьмы. Гуро, наоборот, неизменно свеж и бодр, великолепно себя ощущает, шутит и насмешничает. «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» – цитирует Меньшиков известную реплику собственного Костика из «Покровских ворот».
Такое чувство, что артиста открыто забавляет данный новый кинематограф, в который он попал.
По большому счету – всё не просто так с этим Гуро. В середине фильма наездник с козлиными рогами его наподобие как погубил, и Гуро сгинул в пламени.
Но имеется сильные намёки, что это мираж, и отечественный следователь, одетый в щегольское красное полупальто, отороченное смушками, ещё возродится. Оно бы прекрасно было бы – без Меньшикова совсем уж наблюдать будет не на что.
Он избыточно оптимален для этого треша. Смотрится как инопланетянин – обитатель второй планеты, где существует второе мастерство.
Да, тяжело быть всевышним в мусорном бачке… Либо, напротив, легко-легко?
Мотивы из Гоголя вправду имеются. К примеру, красная свитка (в фильме именуемая рубахой). Рыло свиньи.
Злая мачеха Хавронья. Да лишь Хавронью зверски убивает её негромкая падчерица, и убивает хитро, устроив маскарад и подкинув мнимые улики. А для чего? Да она не разрешила бы замуж выйти за любимого.
Вот такая сейчас Диканька, с этими дивчинами. Да! Не так обстояли дела на белом свете, в то время, когда во второй половине 60-ых годов XX века я наблюдала в «Стереокино» фильм «Майская ночь, либо Утопленница» как раз с теми стереоскопическими эффектами, каковые позже стали называться 3D.
Фильм «Гоголь. Начало» – очевидный рядовой фильм затасканного и замызганного от нередкого потребления жанра. Как зрелищный «продукт», он простого стандартного качества.
Но так как это замешано на Гоголе. На писателе, в котором простого, очевидного, рядового, стандартного не было ни грамма, ни капли, ни крошки.
Эх! Вы бы в том месте осмотрительнее с Гоголем. Он так как и в самом деле с чем-то эдаким связан, из чего вы желаете кассу сделать, а оно в самом деле существует.
И ваше чёртово золото может вмиг обратиться в черепки… Ну вы меня осознали.
Забыла упомянуть имя режиссёра картины «Гоголь. Начало». Егор Баранов.
Вам это необходимо?
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
18+ Милицейский с рублевки избил актера фильма Гоголь