Высоцкий. страшно, аж жуть

Высоцкий. страшно, аж жуть

Детище Первого канала, фильм «Высоцкий. Благодарю, что живой» по сценарию Никиты Высоцкого и в режиссуре Петра Буслова, непременно, соберёт много публики.

Из всех эмоций любопытство у русских отомрёт в последнюю очередь – как же, весьма интересно, похож не похож, да кто сыграл Мы так как ещё живые!

Даю предупреждение: «Высоцкий. Благодарю, что живой» – не биографический фильм.

О тяжёлой и поэта и прекрасной жизни артиста, о его работе в театре и кино, кроме того о его романах зритель не определит ничего. Мельком продемонстрировано, как Высоцкий забежал на Таганку, промчался на «Мерседесе» по Москве, развернувшись на двойной сплошной; один раз позвонила Марина Влади из Парижа (женский голос что-то верещал в трубке).

Кроме того песен Высоцкого практически нет – в то время, когда он выходит на сцену, звучит пара куплетов, и всё. Из всего жизненного пути Высоцкого отобран один эпизод.

Как в июле 1979 года, он, будучи к тому времени конченым наркоманом, отправился на концерты в Ташкент и пережил в том месте клиническую смерть.

По моему впечатлению, «Высоцкий. Благодарю, что живой» – это ужастик.

В центре картины находится неестественное существо, вызванное к судьбе новым врачом Франкенштейном. Это зомби, мертвяк, Голем, собранный из предоставленного С. Безруковым опорно-двигательного аппарата, голоса Н. Высоцкого, килограмма грима и компьютерной графики.

Страшилище двигается с большим трудом, медлительно поворачивает голову, внимательно наблюдает тусклыми глазами и, само собой разумеется, наводит настоящий кошмар на окружающих, каковые пробуют как-то ещё на нём подзаработать.

Голос Никиты Высоцкого похож по тембральной окраске на отцовский, но отнять у него способности передавать эмоции, его могучей силы. Привидение говорит негромким полузадушенным голосом грустного интеллигента, не находящего места в жизни (каковым, быть может, есть Н. Высоцкий, но никак не В. Высоцкий).

Килограмм грима не имеет возможности поменять громадный широкий рот Безрукова. Оттого на лице чудовища зияет щелью некая пасть, которую оно отхлопывает и захлопывает.

Лицевые мускулы в таком раскладе неподвижны. Исходя из этого актёр, у которого прыгала любая жилочка, предстаёт мертвяком с беловатым носом и застывшей пупырчатой кожей на серой лица.

Меньше, как пел Высоцкий – «страшно, аж жуть!».

Воздействие кошмара происходит на фоне восточной экзотики – Ташкент, Бухара. Некоторый полковник КГБ (А.

Смоляков) готовит операцию по обвинению и захвату страшилища его в левых концертах. Для этого он вербует трусливого директора

(Д. Астрахан), и тот обязан сохранить часть корешков левых билетов – для доказательства вины. Зомби прибывает в Ташкент со своим подлецом-администратором (М. Леонидов), курчавым втором-актёром (И.

Ургант) и психованным доктором (А. Панин). Но без дозы монстр жить не имеет возможности, исходя из этого свита вызывает из Москвы Последнюю Девушку поэта (О. Акиньшина).

Та героически везёт чудищу коробку с ампулами.

Полфильма зритель сочувствует бедной девочке и страстно хочет, чтобы она наконец допёрла ампулы до Бухары, мертвяк укололся, вышел-таки на сцену и что-нибудь спел. Мертвяк укололся, но петь не стал, покрылся каплями начал и пота помирать, не смотря на то, что и неясно было, что под этим словом подразумевать – в его-то случае.

Полежав 10 мин., чудище к вящему кошмару окружения, встало а также сумело заразить полковника КГБ какой-то плесенью человечности. Так что металлический робот империи усовестился, дал паспорт Последней Девушке, порвал бумаги и всех отпустил с миром.

Количество личности Высоцкого, его жизненный путь не намечены кроме того пунктиром. Мир его песен – за кадром.

Так откуда брать сочувствие к ужасному существу в центре фильма? Из его «похожести» на Высоцкого?

Но так в мастерстве не бывает – зритель сопереживает конкретному актёру в роли, а не далёкому прототипу.

Вот пара лет назад вышла картина «Жизнь в розовом цвете», посвящённая Эдит Пиаф. Она добросовестно и говорит о национальной гордости французов, мы видим и творческую биографию певицы, и её мужчин, и её друзей.

На роль Пиаф выбрана красивая актриса Марийон Котийяр. Ей сделан щекотливый, не мешающий мимике грим, достигнуто необычное сходство. Но основное – актриса наполняет образ силой собственной страсти, судьбой собственной души, собственной могучей энергией.

Эту картину возможно будет наблюдать и через 5, и через10 лет. А отечественного «Высоцкого», по окончании того как он соберёт кассу, поглотит «медленная Лета», река забвения, откуда его не извлечёт уже никто и ничто.

Превосходно играется режиссёр Астрахан, показывая бунт мелкого человека против подлости; хороша Акиньшина – Последняя Женщина, но это не спасёт.

Врач Франкенштейн изваял собственного монстра, но положить в него душу никак не смог. Да и была ли такая задача?

Так ли уж страстно тревожила создателей картины как раз будущее Высоцкого?

Две темы полновесно звучат в фильме: тема и тема наркотиков ГБ. Про наркотики и жалость к наркоману – ясно, это для подростков в кинотеатрах, всё это для них родное и сокровенное.

А вот два полковника КГБ, деятельно присутствующие в фильме, для второй аудитории. Одного, коварного, столичного, играется В. Ильин, и это некстати – Ильин источает доброе обаяние, как апрельская берёза сок, и его персонажу не веришь.

Второй, юный ташкентский сыгран Смоляковым совершенно верно и убедительно. Но с чего по большому счету взялось такое могучее представительство полковников КГБ в картине о народном певце?

Возможно, это было сделано для Главного Зрителя, которому врач Франкенштейн грезил продемонстрировать собственный фильм и продемонстрировал-таки?

В случае если это так, то у создателей фильма возможно диагностировать необратимую моральную мутацию. В то время, когда Мольер посвящал собственные пьесы «Королю-Солнце», он не ронял собственного преимущества, наоборот, вдохновлялся настоящим величием тысячелетней власти. Но вдохновляться фигурами полковников КГБ, каковые «также люди», – таковой деградации мастерство кино ещё не видело

Высоцкому сейчас очень не навредишь. Но, глядя на дорогостоящего реконструированного мертвеца, как бы благодарящего собственных создателей – «Благодарю, что живой», – хочется задать вопрос начальников каналов, управителей культуры (и не только её) вот что.

С Высоцким-то всё уже в порядке – он сделал что смог и ушёл духом к народу.

А кого вы убиваете сейчас?

Кого скрываете, кого преследуете, кого ненавидите и ненавидите? Ещё живого, не прославленного?

Кто сейчас ищет петлю, кто сейчас «бредит бритвою»?

Кого вы желаете умертвить, чтобы позже производить о нём книги, снимать о нём фильмы и лить крокодиловы слёзы?

А?

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Высоцкий — В заповедных и дремучих… (Песня про нечисть)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: