Зачем соловьёву кеды?

На открытии Столичного интернационального кинофестиваля был продемонстрирован новый фильм Сергея Соловьёва «Ке-ды». Режиссёр (он же и создатель сценария) взял на протяжении церемонии открытия приз «за вклад в мировое мастерство» и пригласил на сцену съёмочную группу собственного фильма.

Наряду с этим участники бодро топали ногами, обутыми в красные кеды на белой подошве. Все были отменно молоды – людей старше 40 лет в кинематографе Соловьёва не держат кроме того на эпизодических ролях.

Юность – вот кумир режиссёра со времён картины «Сто лет по окончании детства» (1975). Причём юность ранняя, «ласковый возраст», оптимальнее лет 16–18, с полной неопределённостью житейских возможностей и мягкими очертаниями плоти.

Храбрецы картины «Ке-ды» открыто «рифмуются» с действующие лица самого известного фильма Соловьёва 80-х годов – другими словами с «Ассой». Мальчик пара таинственный, со смутным лицом, и женщина с распущенными волосами.

Но, эти храбрецы в различных воплощениях кочуют по всему кинематографу Соловьёва. Мальчику «Кед» (Никита Суслов) на следующий день в армию, он желает приобрести кеды, продавец рекомендует ему исправить заусеницу и отсылает к педикюрше в соседний салон красоты.

Педикюрша (Аглая Шиловская) выясняется говорливым демагогом иронической складки. Она затягивает храбреца в собственную жизнь, прихватывая его с втором (у приятеля имеется самопальный ветхий автомобиль) в грустное путешествие, цель которого – перевести собственного сына-аутиста от бабушки в школу-интернат.

В тягучей истории этого путешествия то и дело появляются «балабановские» ритмы, и проходит оно под музыку рэпера Басты. Действительно, по большей части звучит не рэп вовсе, а что-то наподобие русского рока типа «ой, мама-мама».

Фильм чёрно-белый, кое-какие подробности выделены цветом (те же кеды). Вопросы к происходящему на экране появились у меня сходу и уже не покинули.

К примеру: пара лет тому назад в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и других городов шли постановки пьесы молодого драматурга Любови Стрижак «Кеды». И тема приобретения этих самых кед в пьесе быстро обсуждалась.

Прекрасно ли, столь пылко, как режиссёр, любя молодёжь абстрактную, пара «обирать» молодёжь конкретную, в этом случае – автора пьесы «Кеды»? Формально не придерёшься – сценарий фильма сделан по рассказу А. Геласимова, прямых заёмов у драматурга Стрижак нет.

И в заглавии так как – не «Кеды», а «Ке-ды». Помимо этого, нет никаких доказательств того, что Соловьёв знал о существовании пьесы – кинематографисты так как поразительно аутичны.

А осадочек всё-таки остаётся. И из-за чего как раз кеды так заворожили режиссёра?

Разве их приобретение – привилегия молодости?

В это же время в середине картины оказалось, что воздействие происходит в Крыму (пейзажи). Но, о действии сказать не приходится, его нет – мы движемся от случайности к случайности.Вот храбрецы зачем-то приходят в полностью безлюдный торговый комплекс, женщина требует у малолетней шпаны скейт – покататься, лихо спешит, шпана набрасывается на храбреца, избивает его.

Что даёт эта сцена? Всё то же чувство пустынности, монотонности, бессмысленности. Не жизни отечественной (в которой трудненько отыскать днём безлюдные торговые комплексы), а фильма.

Он очень невнятен и поразительно скучен. Все дорогие сердцу режиссёра мотивы износились и полиняли. Стёб примера 80?х годов (наподобие неизменно появляющихся больших титров, якобы забавных) выглядит неудобно.

Соловьёв очевидно остался всей душой в этих самых 80-х, эре экспериментов русского и торжества рока «параллельного кино». Но «ах, мой дорогой Августин, всё прошло, всё».

Та волна, которую в своё время бодро поймал режиссёр, в далеком прошлом ушла. В своё время одно появление Виктора Цоя в «Ассе» информировало фильму могучую энергию – рэпер Баста не приносит в «Ке-ды» совсем ничего.

Зачем соловьёву кеды?

Кадр из фильма «Ке-ды»

Возможно, ощущая это, Соловьёв обращается к вторым источникам силы. Сцену ухода собственного храбреца в армию он монтирует с хорошими кадрами калатозовского шедевра «Летят журавли», зритель видит проводы Бориса–Баталова, лицо Татьяны Самойловой…

Идея в целом ясна: вот, мол, что было с народом и что сталось. Так как храбрец «Кед» – больной заторможенный мальчик, его всегда тошнит, а несчастная героиня, размахивающая на протяжении проводов пресловутыми кедами, сдаёт сына-аутиста в интернат.

Действительно, оттеночек либерализма совсем слабенький, так, лёгкий колер, дабы было про больных и бедных, а не про богатых и здоровых. Богатые и здоровые так как обожают, в то время, когда про больных и бедных.

Но получается не про судьбу (в этом эстет Соловьёв ни при каких обстоятельствах силён не был), а про кино. Вот что было с нашим кино и вот что сталось.

Вправду – кошмар!

В таковой ситуации нужно безотлагательно что-то предпринимать: разгонять все эти «Фонды кино», через каковые юные люди, не являющиеся родственниками действующих мэтров, по-видимому, пробиться не смогут. Что-то сделать, дабы о 20-летних поведали наконец сами 20?летние, а не очень сильно пожилые любители «ласкового возраста», каковые сладко пережёвывают в далеком прошлом пережёванное.

В любом случае появление «Кед» на открытии ММКФ загадочно, не смотря на то, что…

Сергей Соловьёв совершил в собственной жизни один разумный и, как выяснилось, предусмотрительный поступок. Он снял Никиту Михалкова в картине «Станционный смотритель» в роли улана.

Фильм прекрасный, Михалков хороший, и не нужно забывать, что деятельность Никиты Сергеевича проходит под девизом «Русский человек добро не забывает». Так что никаких препятствий для «Кед» быть и не имело возможности.

Но…

На закрытии ММКФ будет картина Вуди Аллена (80 лет). В конкурсе – фильм Николая Досталя (70 лет). Я обожаю и Аллена, и Досталя, да и Соловьёвым до «Ассы-2» быстро интересовалась.

Но нельзя ли «открыть двери» пошире, чтобы в них проходили не только классики, уже выразившие себя даже больше чем нужно?

Чем возможно обычному кинозрителю так уж весьма интересно мироощущение Соловьёва – состоятельного столичного туза, успешного, от вечной сытости доброго, живущего, как надеется, в Москве, обстоятельно и семейно (сын – продюсер картины «Ке-ды», дочь – композитор картины «Ке-ды»)?

Живи себе и радуйся. Всевышний милостив, будущее благосклонна.

Фильмы-то для чего снимать?

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Фильм \


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: