Дуэлянт: дикое авторское кино вырвалось в прокат

Дуэлянт: дикое авторское кино вырвалось в прокат

Картину режиссёра Алексея Мизгирёва «Дуэлянт» я, как неизменно, взглянуть в простом кинотеатре (мне занимательна реакция неизбранной публики). Зритель не был в восхищении, но был очевидно и разумеется заинтригован.

Возможно, придя к себе, в обязательном порядке сообщит привычным сокровенное «взглянуть возможно». А ведь он заметил не «исторический блокбастер», что как словно бы робот снял, но самое настоящее дикое, непричёсанное русское авторское кино!

Алексей Мизгирёв – режиссёр мрачный, ожесточённый и романтический, обожает говорить историю сильных и страстных людей, преступающих закон («Кремень», «Бубен, барабан», «Конвой»). В большинстве случаев, сам пишет сценарии собственных фильмов.

До сих пор обращался к наличной действительности, но «Дуэлянт» погружает нас в события позапрошлого века, и главные события происходят в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века в Петербурге.

Из нынешнего – достаточно чистенького и модненького города – режиссёр с живописцем А. Понкратовым выкроил безрадостную готическую столицу. (Само собой разумеется, что-то нарисовали на компьютере, но совсем без натуры было не обойтись.) Санкт-Петербург – целый в строительных лесах, по которым могучие мужики с обнажёнными торсами волокут мешки. Чавкает грязь под колёсами громоздких карет (в одной из которых наёмный дуэлянт Яковлев-Колычев лишает невинности княжну Марфу Тучкову).

Пара раз в кадре хлещет большой ливень, и происходящее начинает напоминать Арканар – страну вечного дождя из фильма Германа «Тяжело быть Всевышним». Ни цветов, ни животных – сплошь мрачные (но прекрасные) мужчины, заряженные первосортной агрессией.

Десятки отличных экземпляров оружия (всё настоящее, древнее, и это в кадре быстро чувствуется).

Противостояние развёртывается между наёмным дуэлянтом (стреляется за вторых, что допущено дуэльным кодексом) Яковлевым-Колычевым (Пётр Фёдоров) и демоническим графом Беклемишевым (Владимир Машков). Беклемишев – подлец, живущий за счёт дам, Яковлев-Колычев – человек добропорядочный, но убийца.

Так уж вышло. Что, разве не бывает?

Ввергнутый в пучину бед, наказанный шпицрутенами аристократ Колычев с каторги бежал, попал к алеутам, был вылечен и заговорён ими от смерти. По чужим документам прибыл в Санкт-Петербург и занялся дуэльным ремеслом – убивал за деньги, но не знал, кто эти деньги платит.

Завалив пять аристократов, Яковлев-Колычев заинтересовался происходящим. И узнал страшное!

Платит тот самый Беклемишев, избавляясь от конкурентов и кредиторов. Последний заказ – брат княжны Тучковой, милый чистый парень (Павел Табаков, похож на маму, кому любопытно). Перед храбрецом поднимается нравственный выбор!

Деньги уплачены, убивать либо не убивать? Тем более неожиданно пришла любовь – к княжне Марфе Тучковой

Всё это – в богатых сумрачных интерьерах ампирных и барочных дворцов – разворачивается с хорошей скоростью, без всяких гламурных красивостей, без «акунинщины», с отчётливым личным отношением автора-режиссёра. Запрещено снять фильм и не высказать себя, и в то время, когда мы видим на экране мёртвую дрянь, это также – плод «души» тех, кто это снял.

Но градус своеобразия фильма Мизгирёва для прокатного кино необыкновенен. Он страстно верит в собственные фантазии, и мрачный драйв его картины собственной искренностью захватывает кроме того кроме воли наблюдающего.

Как во всякой готике, в фильме большое количество крови, но жестокость Мизгирёва – не игровая, постмодернистская, а настоящая, первобытная, нутряная. Мир твёрд!

И всегда был твёрд, и дуэль – узаконенное убийство, пускай и гарнированное словами и элегантными обрядами про «честь». Само собой разумеется, с обрядами было покрасивше.

Но тот юноша, что сейчас заваливает из травматики на парковке гражданина, посмевшего ему помешать, – глубочайший родственник проклятого графа Беклемишева (Машков в данной роли сдержан и очень убедителен, к тому же ему весьма идут маленькие аккуратные баки по моде позапрошлого века). «Мне нельзя говорить нет!» – надменно говорит граф, и это, само собой разумеется, лозунг русской мужской агрессии. Она ужасна, но без неё империя бы не выжила, Санкт-Петербург не был бы выстроен, и ни одна война не побеждена.

Выбор, но, существует: между агрессией бесконечной, открыто демонической – и агрессией вынужденной. В то время, когда юноша легко вот – запутался Убил пятерых, но – в душе-то он хороший

Пётр Фёдоров удачно дробит с Данилой Козловским лавры молодого активного храбреца кино, и по большому счету мужской состав «Дуэлянта» хорош по фактуре (актёрские преимущества узнать тяжело, поскольку роли в современном кино в большинстве случаев одномерны и не развиваются на протяжении действия). Хуже дело обстоит с женским составом.

Само собой разумеется, я осознаю, что живописцам по гриму нереально уговорить актрис, играющих в исторических фильмах, отказаться от туши для помады и ресниц. Так как так, как размалёваны отечественные актрисы сейчас, в позапрошлом веке красились лишь девушки легкого поведения, да да и то не все.

Но как же получается: пистолеты настоящие, а лица актрис? Ангел-княжна Тучкова, разве не стоило её и загримировать под ангела, обойтись без тёмных век?

Мизгирёв не подражает Герману практически, но очевидно имеет его в уме, так что бы сообщил на это Герман?

Итак, дикое авторское кино вырвалось в прокат, но это закономерно. В рекламе «Дуэлянта» указано, что кино прибыло «от продюсеров «Левиафана» (т.е. С. Мелькумова и А. Роднянского).

Умелые продюсеры, ничего не сообщишь, – преспокойно впарили зрителю полностью не фастфуд, но необычное произведение мрачного современного автора. Нет сомнения, что Алексей Мизгирёв сейчас на пороге хороших предложений от продюсеров каналов.

Выходит, так сообщить, из секты артхауса на громадную дорогу!

Ничего, не страшно. Он же выходит по-русски – с кистенём.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Ищу жену с ребенком — фильм комедия (2015) все серии


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: