Кому нужен сокуров
2 октября в Санкт-Петербурге завершился интернациональный кинофестиваль «Послание к человеку». На закрытии фестиваля был продемонстрирован новый фильм Александра Сокурова «Франкофония» (приз критики на Венецианском кинофестивале).
Будущее данной, как неизменно, увлекательнейшей культурной композиции мастера позвала у меня кое-какие опасения.
Гран-при «Послания к человеку» взял польский фильм «Кличьте меня Марианна», в очередной раз показав миру бесконечное русское культурное терпение – вы слышали когда-нибудь, дабы на польском фестивале победил русский фильм? Имя в заглавии фильма-победителя, кстати сообщить, сходится с именем основной героини картины Сокурова, поскольку Марианна – это образ-знак Франции.
В культуру данной страны, нами окончательно любимой, и погрузился Александр Сокуров.
Перед нами медлено, но и энергично, с поразительными сокуровскими ласковыми переходами монтажа, разворачивается история великого компромисса. Франция, со всеми собственными культурными сокровищами, сдаётся нацистам.
Но германский аристократ-офицер, командированный на реквизицию Лувра, вступает в приятельские отношения с французом – директором музея. Реквизиция затягивается и откладывается надолго.
Лувр спасён, да и Франция спасена – действительно, путём исторического позора. На большом растоянии на Востоке в страшных кровопролитных битвах из последних сил с Божьей помощью бьётся с неприятелем Российская Федерация (Сокуров говорит об этом).
А в мирном Париже в комфортных кафе сидят отечественные друзья, француз и немец, и продолжительно разговаривают – им имеется о чём поболтать, они грамотные люди. Стоят ли культурные сокровища унизительного компромисса?А чего они стоят по большому счету?
В фильме повторяется образ кораблика в бушующих волнах – вот он, всемирный ковчег, загруженный культурой, в бурях истории, выплывет ли он и нужен ли он?
В «Русском ковчеге», картине Сокурова о судьбе Эрмитажа, по дворцу бродили тени русских царей. В «Франкофонии» по Лувру также бродят две тени – это сама госпожа Марианна, дистрофичная эксцентричная женщина во фригийском колпачке и, куда же без него, император Наполеон. «Это всё я привёз!» – горячится Наполеон. – А вот это я, и это я, это мои портреты!» Создатель с явной иронией относится к самовлюблённому императору.
За плечами Сокурова – снятая им тетралогия о властителях ХХ века («Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст»), так что никакого почтения к подобным фигурам у режиссёра нет. Нет и презрения.
Имеется особенное, роли личности и глубинное понимание истории в истории, но в этом случае его не требуется. Ясно, что Наполеон – спутник Марианны, но все его тщетные подвиги в прошлом, как в прошлом и все претензии Франции на господство в Европе.
Сохранить народ и культуру путём позора – прекрасно либо не хорошо? Сокуров не отвечает, да и не ставит вопрос так быстро.
Вопросы приходят в голову зрителя сами, так что не считая эстетического наслаждения «Франкофония» приносит и большое интеллектуальное возбуждение. Но кто будет зрителем данной изысканной и умной картины?
Александр Сокуров в отечественном и мировом кинематографе стоит идеальнейшим особняком. По священной серьёзности, с которой он относится к мастерству кино, по масштабу и уровню мастерства, по грандиозности собственных задач и целей ему на данный момент практически нет равных.
Ни одна его картина не устарела. На любом сайте любой фильм Сокурова набирает десятки тысяч просмотров, а сайтов этих – сами понимаете какое количество.
Значит, аудитория имеется? Но откуда это отторжения и ощущение изоляции?
В прокате картины Сокурова не появляются, а особых комнат для авторского кино у нас ничтожно мало. На телевидении и фильмы режиссёра, и он сам – чрезвычайная уникальность. («Фауст», взявший «Золотого льва» в Венеции, и по большому счету не был ни разу продемонстрирован).
Казалось бы, в то время, когда сокуровская тетралогия о властителях была закончена, возможно было бы устроить показ всех четырёх частей, но никто этого не сделал. По всей видимости, через чур остро и стиль, и самый движение мысли режиссёра контрастируют с господствующей сейчас визуальностью.
Сокуров не терпит резкого монтажа, в частности острые монтажные стыки на данный момент царят везде, и зрителя всегда бьют палкой по глазам и голове, он привык, и ему необычно погружаться в воздух, неспешно рассматривать подробности. Золотисто-коричневое «прочие» колориты и рембрандтовское марево ветхой живописи, каковые обожает воскрешать в собственных фильмах Сокуров, не обжигают расстроенные нервы и не возбуждают пресыщенный эмоциональный аппарат.
Современному зрителю скучно без насилия и крови, необычно отсутствие броского контрастного цвета и света, томительно без перескакивания замыслов каждую секунду. Помимо этого, поскольку ещё и думать нужно, а кто ж сейчас в кино думает!
Ленин в «Тельце» – хороший либо нехороший? Разве растолкуешь такому падшему зрителю, что сокуровский Ленин – сложный художественный образ, поразительно сочетающий в себе ничтожество и величие, злую волю и благородную натуру?
Зритель привык, что всё элементарное содержимое фильма разжёвано и в рот положено. И он не прав, а прав Сокуров в собственном упорстве и отчаянном упрямстве.
Он настоящий солдат, сражающийся с похабным демоном недорогой занимательности, что обязан знать собственное место.
Как мы знаем, что верховный культурный тип русского человека универсален, об данной «глобальной отзывчивости» сказал в собственной «Пушкинской речи» Достоевский. Сокурова возможно назвать режиссёром – культурологом как раз для того чтобы замысла.
Он умён и проницателен, нельзя отмахиваться от того, что он говорит, довольно глупо и бесхозяйственно проигнорировать его неповторимый кинематограф. Присутствие Александра Сокурова в русском обществе достойно, на мой взор, всяческой помощи.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Константин Сонин — Марина Давыдова. «культура и Экономика в эру стабильности»