Меня не любят бюрократы и снобы

Меня не любят бюрократы и снобы

— ЕВГЕНИЙ Александрович, для вас текущий год был воистину рекордным: в Италии наградили респектабельной премией имени поэта-нобелиата Эудженио Монтале. В Болгарии — премией имени классика болгарской поэзии Христо Ботева.

В Румынии глава государства вручил верховный национальный орден за выдающиеся культурные заслуги, и, наконец, в Чили должны вручить высшую национальную приз — орден Освободителя О’Хиггинса. Все это более чем весомо, мы от души вас поздравляем, но вот на родине вас именно все время попрекают за рубежом.

В чем обстоятельство?

— Обстоятельства различные. Это происходит от неестественной судьбы, которой люди жили в период СССР.

В это же время, в случае если собрать все мои песни и патриотические стихи, ставшие народными, то их окажется намного больше, чем всех тех, кто обвиняет меня в антипатриотизме. Это их и бесит.

За их агрессивным национализмом и патриотизмом стоит несостоявшаяся личная судьба. И они ищут виновных.

В каждый стране я бы подал в суд, к примеру, на Куняева либо Валентина Сорокина. Но для чего мне втягиваться в это? У меня имеется работа.

Сердце поэта — это территория его Отчизны, где бы он ни был. Юные американцы, которым я преподаю русскую поэзию, ни при каких обстоятельствах не будут враждебны к стране Пушкина, Цветаевой, Ахматовой, Пастернака, Есенина.

А вдруг задать вопрос по-честному — кто еще выступает в отечественной глубинке с чтением стихов столько, сколько я? Лишь в прошедшем сезоне я выступал в Брянске, где являюсь почетным доктором наук местного университета, в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Перми, Рыбинске, Набережных Челнах, Казани, где мне также дали звание почетного доктора наук университета, о котором я написал когда-то поэму. Меня не обожают две категории — снобы и бюрократы.

Мне грех жаловаться на отношение русского народа ко мне. В текущем году нужно завершить трехтомную, а возможно, и четырехтомную антологию «Десять столетий русской поэзии», лежит начатый роман, желаю снять фильм.

— На смену известной формуле «Поэт в Российской Федерации больше, чем поэт» пришли другие ваши строки о том, что поэтам русским нет в Российской Федерации места. Это диагноз окончательный?

— Ничего аналогичного. Одно не противоречит второму. Поэт в Российской Федерации дейст­вительно больше, чем поэт, в этот самый момент мы не сходимся с господами модернистами, каковые постарались снять классическую гражданскую ответственность со собственных плеч.

Они уверены в том, что эта формула якобы унижает поэта. Неужто сама профессия поэта, восклицают они, недостаточна, дабы к тому же заниматься политикой?!

А я ни при каких обстоятельствах и не сказал, что поэт обязан заниматься политикой либо писать политические филиппики. Но гражданская ответственность — больше, чем политика.

В первую очередь это чувство боли собственного народа. Вот Белла Ахмадулина.

Ее стилю совсем не характерна публицистичность. Она, я полагаю, пишет узкую кружевную поэзию и мастер в этом деле.

Но посмотрите, сколько писем ее рука подписала в защиту гонимых — Солженицына, Синявского и Даниэля и многих вторых. Она отправилась в Неприятный к Сахарову, что был в ссылке.

За это ее продолжительно не печатали. Таким же был Константин Паустовский, писательскому стилю которого не характерна прямая публицистичность, но на трибуне это был оратор, лев!

Его письмо, в котором он обрисовал отечественных партийных бонз на протяжении круиза, чему сам был свидетель, ходило по рукам и переписывалось.

Кстати, по окончании южнооссетинской войны 1991 г. меня желали выдвинуть в Думу, но я отказался, как и от предложения последовательности деятелей культуры стать министром культуры. Но я рад, что был в горбачевском парламенте, что делал все, дабы остановили войну в Афганистане.

Горжусь тем, что мои упрочнения, направленные на ликвидацию так называемых выездных рабочих групп, унижавших человеческое преимущество, увенчались успехом.

— Из-за чего, на ваш взор, политики применяют деятелей культуры в качестве приманки для публики и многие из них на это идут?

— Довольно часто власти не знают, что делают. В стране не так уж большое количество людей, чей авторитет, имена известны не только у нас, но и в мире.

Для чего втягивать таких людей, как, скажем, Ира Роднина, которая принесла славу стране, во всякие подписантские истории? Подписанство в Российской Федерации всегда было делом чести, геройства и доблести, в то время, когда громадные люди защищали за обиженных и оскобленных.

Но втягивать ее либо режиссёра и крупного актёра в подписание писем, каковые как бы приветствуют осудительный решение суда, значит тем самым разрушать их имидж национальных храбрецов. Это было бестактно и антипатриотично, власти сами себя этим унижают.

И напротив.

Нужно мочь выслушивать вывод тех, кто не согласен с какими-то государст­венными ответами, необходимо оставлять за людьми право на высказывание. В итоге, для чего тогда существует Конституция?

В то время, когда я опубликовал открытое письмо президенту Путину об опасности проведения по берегу Байкала нефтепровода, мое вывод среди вторых голосов было услышано, и нефтепровод перенесен на 400 км.

— Сейчас к массе обвинений в адрес шестидесятников добавились и такие: они, мол, утомились, им нечего сообщить народу, наступило время специалистов. Вы согласны с этим?

— В случае если слово «специалист» символизирует таковой циник, как Глеб Павловский, то что-то неправильно в стране, которое испытывает недостаток в помощи специалистов-циников. По окончании того, как он публично разрешил себе на юбилее «Свободной газеты» продемонстрировать фигу мне и Марку Розовскому и сообщить: «Вот, что вы все, демократы, получите от власти!», эта фотография обошла фактически все газеты.

И затем поручать этому человеку разработку русской национальной идеи? Поведение Павловского, его манера преподношения — это же ком­прометация всего, что он говорит.

Время от времени мне думается, что кто-то весьма неглупый поставил его на телевидение как раз чтобы скомпрометировать, потому что у него для данной работы нет никаких опытных свойств.

— В собственной давешней повести «Ардабиола» вы, по сути дела, одним из первых указали на опасность происхождения нацизма у нас. Как, по-вашему, громадна эта опасность сейчас?

— Дело в том, что сейчас нет отдельных угроз. Такие опасности угрожают всем. Сравнительно не так давно в Германии я принимал участие в дискуссии «Что такое Отчизна?» В следствии участники пришли к неспециализированному выводу, что ксенофобия разрушительна для патриотизма, враждебный национализм компрометирует его.

Все эти лозунги «Германия для немцев», «Российская Федерация для русских» и звучащий анекдотиче­ски «Америка для американцев» (страна состоит на 99% из эмигрантов) — это все тупик. Национализм, ничего не имеющий неспециализированного с национальной гордостью, не может быть спасительной силой в мире, где все взаимосвязано.

Сейчас не должно быть разногласия между патриотизмом собственной общей Матери и страны-Почвы.

— А какова ваша реакция на сегодняшний российский антиамериканизм?

— Что такое Америка? В случае если вам не нравится Буш либо Дик Чейни, то вы с теми, кто против них в Соединенных Штатах. А таких людей по последним опросам 67%, и лишь 33% — их поддерживает.

Неправда да и то, что Америка — страна безотносительной бездуховности, в том месте имеется превосходная интеллигенция, вежливая не только на американской, но и на русской классике. Возможно, на сегодня нет таковой великой литературы, как во времена Марка Твена и Хемингуэя, но и у нас нет сегодняшних Пушкина и Толстого.

Мы решили покорить Америку «Дневным» дозорами «и Ночным», а фильмы провалились с треском. Мои студенты в оклахомском университете, где я преподаю, говорили: для чего показывать третьесорт­ный Голливуд?

А на фильме «Холодное лето пятьдесят третьего» — они плачут. Фильм «Возвращение», что я не считаю открытием, им был близок, в том месте звучит тема отчуждения детей от своих родителей. Но самое сильное впечатление на них произвела картина «Чучело».

Это о нас, говорили они, ее нужно показывать во всех школах.

— Какое ваше самое громадное разочарование в жизни?

— По окончании попытки переворота в 1991 г. поведение многих людей у власти, каковые безответственно отнеслись к интеллигенции рабочего и поддержке класса. Это больше, чем разочарование.

Это ужасный удар, что мы нанес­ли сами себе. Я был и остаюсь идеали­стом-социалистом, и сохранял надежду, что мы сможем неспешно довести социализм в его сахаровском понимании до кондиции, не переходя в наглый капиталистический монополизм.

Увы!

— А самое громадное заблуждение?

— Ленин. Это было неспециализированное заблуждение шестидесятников.

Сперва боролись с именем Ленина против Сталина, считая последнего предателем ленин­ских совершенств. Но все упало по окончании того, как мы открыли архивные документы: ленинская подпись под созданием первого ГУЛАГа, требование ссылок, расстрелов, угрозы.

Довершило картину чтение «Моей маленькой ленинианы» Венедикта Ерофеева, где собраны ленинские цитаты.

— Давайте поменяем тему. Как бы вы на данный момент прокомментировали собственные строки: «Не разлюбил я ни одной любимой, но был на прегрешенья неленивый»?

— Это самый страшный вопрос, что возможно задать женатому человеку, честно любящему собственную жену.

— А эти строки: «Это я, дети, ваш таковой непутевый, а все же какой-никакой, а папа»?

— Я нехороший папа, по причине того, что нет времени с ними заниматься. Но мне все-таки думается, что они меня обожают.

Собственный сутки рождения, 18 июля, Евгений Александрович Евтушенко традиционно отметит в Политехническом музее в 19 ч., где пройдет кроме этого презентация его прозы, в первый раз собранной в солидный трехтомник.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Вас не обожает мама? Разрывайте отношения!


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: