Никто никогда не женится
В ЭТОМ сезоне – две премьеры по «Женитьбе» Гоголя: в Ленкоме у Марка Захарова и в Александринском театре у Валерия Фокина. И в том и в другом случае о полноценной творческой победе сказать не приходится.
Победы на материале данной гоголевской пьесы были в 70-х годах, в то время, когда Виталий Мельников снял обаятельный фильм с Петренко и Крючковой в основных ролях, а Анатолий Эфрос поставил самую уникальную «Женитьбу» русского театра – спектакль о неосуществимости, недостижимости людской счастья. Спектакль Эфроса вошел в историю театра и врезался в память всем зрителям.
Такая всесильная режиссерская интерпретация в наше время неосуществима: ни у кого нет столь могучей глубокого таланта и творческой воли. Обе современные «Женитьбы» являются что-то наподобие «концерта по мотивам».
Марку Захарову имеется на кого ставить в собственном концерте: его труппа складывается из очень известных артистов. С течением времени Ленком стал не столько режиссерским, сколько чисто актерским театром – ко мне идут не оценивать глубину режиссерской мысли, а наблюдать на популярные лица.
Исходя из этого все первое действие ленкомовского спектакля идет на аплодисментах: каждой звезде положено. Положено Чуриковой, Янковскому, Броневому, Збруеву, Захаровой, Певцову – легко за появление на сцене.
Это же фантастический аттракцион – популярные актеры живьем. Менее вторых почему-то известен в народе красивый артист Виктор Раков (Подколесин).
Но он и играется собственного слабохарактерного женишка в мешковатом костюме лучше всех: достаточно осмысленно.
Что-то произошло в отечественном мастерстве такое необычное, но ожидать от очень знаменитых актеров осмысленного творчества – наивно. Что-нибудь, осознаёте, одно: либо слава, либо творчество.
Исходя из этого самый занимательны сейчас совсем юные, зеленые, прямо со студенческой скамейки, никому пока не ведомые, не замыленные в сериалах, не растиражированные, без фамилий, без ужимок. Им нужно честно получать репутацию, вот они и стараются.
А те, кто одним своим видом приводит к громким овациям вдруг, – им-то о чем хлопотать?
В Ленкоме, в большинстве случаев, тексты классиков разбавляют отсебятиной приблизительно в пропорции 1:3. Это не смертельно, Гоголь в полной мере угадывается, тем более все коллизии и персонажи без трансформации.
На фоне дощатой стенки с «плавающим» по ней шкафом энергичный и не добрый Кочкарев планирует «блицкригом» женить собственного вялого друга Подколесина и отваживает от невесты целый сонм жалких женихов. Зря – у Подколесина достаточно воли сбежать прямо из-под венца, прыгнув в окно.
Из-за чего? Я бы не заявила, что спектакль Марка Захарова это прояснил.
Спектакль распался на последовательность концертных номеров – с разбитной свахой, щеголяющей крепкими ножками (Инна Чурикова); с ядреной, как репка, невестой, восклицающей чуть что «Ух ты!!!» (Александра Захарова); с нудным старичком Яичницей (Леонид Броневой); с патлатым дурачком – бывшим моряком Жевакиным (Олег Янковский) и без того потом. Но в целое отдельные элементы так и не собрались.
Все женихи, не считая Подколесина, открыто пожилые, им кроме того по возрасту не следует жениться, так что невеста неясно из-за чего колеблется и что собой символизирует.
У Валерия Фокина в отличие от Марка Захарова в труппе нет звезд, да и не предвидятся они вовсе (не ищут, не приглашают). Александринка в наше время – чисто режиссерский, жестко концептуальный театр.
Весьма неинтересный, но, к счастью, «стремительный» – пьесы продолжаются недолго. Чем-то так как удерживать зрительское внимание нужно.
Исходя из этого Фокин придумал сильный движение: главное воздействие происходит на катке.
Идея режиссера, навеянная ледовыми телешоу, каковые два года заполняли эфир, очевидна. Но находятся критики, вычисляющие ее уникальной и творческой (будем сохранять надежду, бесплатно).
Женихи, дефилирующие перед невестой, нарезают круги на коньках по белому спецпокрытию. Причем бывший моряк Жевакин, по трактовке режиссера, делает это на тележке – он калека, безногий.
Изобретение это уже за гранью смысла и всякого вкуса, как и целый прием в целом. В случае если актеры играются не хорошо и наряду с этим катаются на коньках, они не становятся актерами, играющими прекрасно.
С тем же успехом возможно прыгать на батуте, качаться на брусьях – Гоголь от этого ближе не станет и таланта также не прибавится.
Пробуя поставить комедию, Фокин прибегает к совсем уж пошлым приемам – в первом действии, где до тех пор пока еще нет катка и нечем занимать глаза зрителя, у него появляются пьяный насмерть слуга, пьяная сваха. Причем актеры изображают опьянение неотёсаннее и карикатурнее, чем на современной эстраде Она пробралась везде и легко пожирает не сильный ростки театра.
Дилетантский ледовый «балет» «Женитьба» в Александринском театре – тому подтверждение.
Женихи в тёмных трусах до колена под песни 30-х годов (шипит патефон!) вдохновенно скользят по кругу, а театралы с удивлением думают: какие конкретно все-таки поразительные создания эти режиссеры!
Возможно, это вправду в массе собственной – терминаторы, другими словами истребители театра. Поразмыслить лишь: много, тысячи лет театр стоял себе на месте. И вот – всего за сто лет режиссеры довели его до точки и ручки.
До полного – смрадного и тщетного – тупика. В котором ни авторского гения, ни актерского таланта – ничего не осталось по большому счету!
Вот молодцы, правда?
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
15 обстоятельств ни при каких обстоятельствах не жениться (Мужчины будущего)