Они живые и прекрасные
В Громадном драматическом театре имени Г.А. Товстоногова (Петербург) состоялась премьера спектакля «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона.
В основных ролях – Алиса Олег и Фрейндлих Басилашвили.
Пьеса Томпсона сильна не действием, которого практически что и нет, а характерами главных героев, каковые выписаны разнообразно и привлекательно. Чета любящих супругов – Норман и Этель Тейеры – как в большинстве случаев, приезжают в собственный дом на берегу Золотого озера совершить лето.
Их сорокалетняя бездетная дочь Челси, с которой они в сложных отношениях, все-таки навещает их в один раз, дабы познакомить со своим новым мужчиной, стоматологом Биллом и его 12-летним сыном. Продолжительные диалоги, американский юмор, американские сантименты Все это полностью не ясно, для чего было бы необходимо русскому зрителю, если бы в основных ролях не фигурировали Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих.
А вдруг что и необходимо русскому зрителю – так это они, матерые театральные животные. Играющие на сцене более полувека и осознающие друг друга с полуслова, да что в том месте – с полувздоха.
По пьесе Томпсона «На Золотом озере» некогда был снят оскароносный фильм со известными актерами Генри Фондой и Кетрин Хепберн. Но Фрейндлих и Басилашвили для Отечества означают не меньше.
Возможно, в нынешней обстановке и больше.
в наше время, в то время, когда утрачены достоинство и красота людской возраста, эта совершенная сценическая пара выглядит как настоящая поэма о настоящих людях. Фрейндлих и Басилашвили смогут по большому счету ничего не делать на сцене, смогут и молчать – мы будем рассматривать их вечно красивые, живые, умные лица, и это уже будет факт мастерства.
Но спектакль «Лето одного года» вовсе не сводится к тому, что нам на сцене показывают потрясающих актеров старшего возраста живьем. Это уже будет цирк какой-то, и для этого в репертуаре БДТ имеется спектакль «Квартет», где фигурируют первачи театра, не обремененные никакими особенными творческими задачами.
А в «Лете одного года» поведана вправду глубокая и милая людская история. О смелости и беззащитности человека, о обоюдной любви, порядочности и верности, о преодолении страха смерти.
Все это серьёзные вещи – тем более серьёзные, что у нас радостные домашние пары постпенсионного возраста очень редки из-за высокой мужской смертности. Исходя из этого так приятно наблюдать на идеал!
Героиня Фрейндлих чуть моложе мужа и покрепче характером, она бодро нервничает по хозяйству, бегает в лес за земляникой, принимает гостей. В ней иногда просыпается озорная девчонка с гитарой, которая когда-то жила тут, на Золотом озере, в лагере скаутов.
Эдакий радостный сорванец, живущий в деловитой пожилой женщины. Она постоянно будет сражаться с трагизмом любой ситуации, защищая не столько себя, сколько родных от кошмара судьбы.
А персонаж Басилашвили, красавец-доктор наук, умница и насмешник, заметно сдал, он на пороге дряхлости. Память его слабеет, но он отважно, оружием тотальной иронии, борется с кошмаром возможного маразма и беспомощности.
Но ни разу Этель-Фрейндлих не станет, как более сильная, унижать слабеющего мужа, в ней нет мещанской, обывательской подлости этого рода. Она предельно, кроме того запредельно внимательна к мельчайшему перемещению партнера – по причине того, что это дама потрясающе чуткая, щекотливая, отзывчивая.
Да и подступающий маразм Нормана-Басилашвили также интеллектуальный, игровой, блистательный (ну а какой еще возможно маразм в исполнении этого актера?). Басилашвили заставляет публику смеяться посредством филигранных иронических интонаций – десятки раз!
Скажем прямо, перед нами – культурная пара, либо, в случае если вам не нравится это определение, пара людей большого культурного типа. В этот самый момент дело не числом прочтённых книг, не смотря на то, что и персонажи пьесы, и отечественные любимые актеры очевидно просматривали их какое количество необходимо.
Дело – в человечности и высоте существования. В чуткости к ближнему. В музыкальном слухе на хамство и грубость.
В тонкости чувств. В переливчатой и сложной музыке существования сложных и красивых людей.
И в случае если актеры обычные говорят собственный текст равномерно, как словно бы он целый нужен и ответствен – Фрейндлих и Басилашвили устраивают прямо-таки симфонии на ровном месте. Они-то знают, что одни слова говорятся бегло, «в проброс», другие легко выделяются, третьи выталкиваются вперед как очень важные.
Вся их обращение пульсирует, переливается, дышит, как словно бы они сами вот на данный момент и сочинили эту пьесу. Видеть такую работу – счастье зрителя и необходимость для специалистов.
Постановщик спектакля «Лето одного года» – юный режиссер Андрей Прикотенко, имеющий славу театрального шалуна. Но в БДТ не забалуешь. Все режиссеры, приходящие ставить что бы то ни было на эту сцену, неумолимо начинают походить точь-в-точь на позднего Товстоногова.
С его серьёзной важностью, плавностью и замедленностью. Так что и Прикотенко самоумалился до неразличимости. Новый спектакль в полной мере академичен по форме, на сцене – загородный дом с множеством конкретных подробностей (буфет, стол, удочки, плащи-дождевики).
Разве что на заднике время от времени проецируются таинственные физиономии индейцев и звучит соответствующая музыка – но это выглядит как безобидный дивертисмент. К тому же посредством анимации оживляется паук, которого пробует поймать Этель-Фрейндлих, – это и вовсе невинная шуточка.
В сравнении с тем, что не редкость на отечественных сценах.
Но на тех высотах, куда забрались Фрейндлих и Басилашвили, уже нет никаких обычных небольших театральных забот – о коммерции в том месте либо призах, либо каких-то театральных опытах с целью привлечения внимания. Все награды взяты, все внимание завоевано – и исходя из этого они на сцене « о главном».
В то время, когда в конце спектакля Норман-Басилашвили оказывается на грани смерти (сердечный приступ) и Этель-Фрейндлих бьется-мечется около него, а позже нормально и с кошмаром говорит: «Норман, я сейчас осознала, что мы погибнем», – ни о каких театральных глупостях не думаешь. Глотаешь слезы.
Осознаёшь, что мы погибнем…
Эта простота высокой игры на сцене стоит так дорого, что вопрос о цене ненужно и разглядывать. Отыщите актеров, каковые больше 50 лет на сцене, к тому же в основных ролях, заходите и поболтаем.
Таковой сценической пары, как Басилашвили – Фрейндлих, в стране нет. Эту сокровище возможно с уверенностью советовать любому приезжему в Петербурге, чтобы он осознал: в этом городе, не считая невменяемой администрации, имеется еще кое-что. Хорошая игра.
Огромное наслаждение.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
ТОП-5 ЖИВЫХ КУКОЛ БАРБИ!