По фильмам люди не будут изучать историю
Актёр театра Ленком Сергей СТЕПАНЧЕНКО родился в Татарске (Новосибирская область), окончил Дальневосточный государственный институт искусств и снялся в более чем 75 фильмах: «Next», «День выборов 2», «Сыщики» и др. Сейчас Сергей снимается в историческом фильме об освоении Сибири «Тобол», где играет воеводу Чередова, и ждёт выхода сериала «Хозяйка гостиницы», который зрители должны увидеть этой осенью.
– СЕРГЕЙ, сейчас вы снимаетесь в фильме «Тобол», где играете воеводу Чередова. Действия основаны на…
– Наш фильм о петровских временах, об освоении Сибири, о периоде правления там князя Матвея Гагарина, который позже был казнён Петром Первым за казнокрадство. Снимаем в замечательном русском городе Тобольске, который для меня ещё дорог тем, что в нём родился мой друг актёр Александр Абдулов.
Дом Абдуловых вместе с театром, в котором работал в 50-е годы прошлого века Сашин отец режиссёр Гавриил Абдулов, к сожалению, сгорел. Но я думаю, что в будущем этот дом восстановят, во всяком случае желание у администрации города есть.
Саша в Тобольске недолго жил, в пятилетнем возрасте переехал в Фергану с родителями, где его отец возглавил русский театр. Раньше я никогда не был в Тобольске, а тут в него просто влюбился.
В нём кремль и старинные соборы, которые из-за многочисленных набегов выполняли роль крепостей.
– Продюсеры обещали, что в фильме «Тобол» будет экшен, множество трюков…
– Мой первый съёмочный день был в марте, в Тобольске было много снега, морозно. Мы снимали драку подопечных воеводы Чередова и прочего местного люда с иностранцами, которые в то время служили в Сибири по петровскому призыву.
Собрали почти 200 человек массовки. Колошматили друг друга палками, ножами, дубинками. Как говорится, кто во что горазд. Конечно, я тоже размялся, дрался вместе с массовкой целых два дня.
У нас и телеги, и лошади горели, конники из Средней Азии выполняли сложнейшие трюки. Думаю, что будет масштабное полотно.
– Что для вас было самым сложным при работе над ролью воеводы Чередова?
–Самое сложное – оформление себя, подготовка к съёмке. Парик, усы и тяжёлый костюм отягощают. Намного легче сниматься, когда у тебя ничего нет на голове и ничего не приклеено.
Хотя потом начинаешь во всё это постепенно втягиваться и уже не замечаешь, что у тебя тяжёлая доха с поддёвками и волчьим воротником, сабля на привязи и меховая шапка.
– Когда актёр играет исторических персонажей, он должен нести ответственность перед историей?
–Думаю, что нет. С актёра здесь спрос невелик, какой текст ему дают – такой он и произносит. Он даже может и не знать, был ли такой князь и действительно ли его казнили.
К историческому кино нужно относиться как к художественному произведению, где допустима фантазия сценариста и режиссёра. Никто же из ныне живущих не сидел с князем Гагариным и воеводой Чередовым и не записывал, что они говорили.
Можно лишь предположить, судя по их поступкам, какими они были.
– Фильм Алексея Учителя «Матильда» ещё не вышел, однако к нему уже много претензий…
– Считаю, что любой режиссёр имеет право снимать фильм, не претендуя на историческую достоверность. Это вольный рассказ творца, с ним можно соглашаться или не соглашаться, но по фильмам люди не будут изучать историю.
Если мы дадим задание разным режиссёрам снять историю про царя и балерину, то в итоге получим совершенно разные фильмы. Художник, особенно такой большой, как Учитель, имеет право рассказывать историю так, как это ему кажется важным.
Но при этом большие мастера не должны забывать, как «наше слово отзовётся».
– В своё время был популярен сериал «Next», где Александр Абдулов сыграл вора в законе Лавра, а вы его правую руку – Санчо. Говорят, что реальные воры в законе тоже смотрели этот сериал…
– До нас доходили слухи, что наши герои не раздражали людей, которые занимались этим по жизни серьёзно. Самая большая нагрузка легла на Сашу, ведь ему нужно было так сыграть Лавра, чтобы преступный мир принял его за своего.
У людей такого высокого положения, как воры в законе, есть свои правила. Например, нужно было правильно показать ритуал отказа от власти Лавра, чтобы остаться с сыном.
А то, как правильно вести себя с перстнем, который является атрибутом власти, в сценарии не прописано.
– Можно сказать, что и в жизни вы были правой рукой Абдулова?
– Нет, Саша жил своей жизнью, у него было много друзей. Нас многое связывало, и мы много времени проводили вместе. И когда он снимал кино, то всегда приглашал и меня.
Для меня это было большой честью и радостью. «Гиперболоид инженера Гарина» – последний фильм Александра Гавриловича, который он так и не закончил. Саша играл Петра Гарина, а я – сотрудника уголовного розыска Василия Шельгу, который его ловит.
Мы много сняли, но тяжёлая болезнь забрала у нас Сашу.У Александра Гавриловича было одно замечательное качество – каждому из его друзей казалось, что именно к нему он как-то по-особенному относится, немножко лучше, чем к другим. Абдулов для каждого своего друга вне зависимости от рангов создавал такую комфортную атмосферу, что человеку казалось, что он для него самый первый и самый важный.
Иными словами, он одинаково хорошо относился ко всем. Это качество большого человека, большого мастера.
Татьяна НИКИШИНА
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Запрещенная история. Реальная история человеческой цивилизации