Трудно любить бескультурную балерину

Трудно любить бескультурную балерину

На экраны вышла картина Валерия Тодоровского «Большой», повествующая о судьбе девочки из народа, сумевшей стать примой Громадного балета. Сам путь, которым идёт Тодоровский, начисто избегая любых социальных неприятностей и делая темой собственных фильмов любовь и музыку (правильнее, девушек и любовь), думается мне совсем верным.

Не я ли ратовала за реанимацию стилистики «Музыкальной истории»? (Это фильм с тенором Лемешевым 1940 года.) Но вот беда: не удалось полюбить основную героиню. А для фильмов для того чтобы замысла это трагедия!

Обнаружился в недрах той либо другой нации самородок (певец, танцор, музыкант и без того потом). Рванул за мечтой. Встретил собственного Учителя. И вот по окончании драматических перипетий – настоящий неистовый Успех!

Изменяется и отечественный храбрец, он уже не тот простак, что был, – он полноправный участник Громадной культуры… Таких фильмов в истории кино много.

Все они так или иначе напоминают видоизменение «Пигмалиона» Шоу: на входе немытая косноязычная цветочница, на выходе – изысканный плод привитой Преподавателем культуры. В общем, «Приходите на следующий день» (наименование известной советской картины про Фросю Бурлакову), приходите сейчас – прекрасное преображение вероятно неизменно.

Но героиня фильма «Громадной» Юлия Ольшанская, гопница из Шахтинска, развлекавшая корявыми танцами уличную толпу, пока её подельники обчищали карманы, так и осталась гопницей. Её роль поделена надвое – девочку играется Е. Самуйлина, девушку – М. Симонова.

Внешнего сходства мало, а внутреннего – достаточно: всё та же пошлая плебейская обращение, тот же убогий словарный запас (ты чё, офигеть, пошли вы на…), те же пластика и мимика из подворотни. И – ни единой приметы окультуривания!

Громадный же талант героини, о котором нам твердят всю картину, остаётся на словах, его нужно принимать на веру.

Героиня помой-му видится с Преподавателем – это педагог Академии Галина Михайловна (Алиса Фрейндлих). Выбор актрисы для того чтобы калибра, само собой разумеется, предопределяет яркость отпечатка – Фрейндлих сильными мазками рисует портрет дамы кроме того не с характером, а с норовом, насмешливой, резкой, властной и вечно обаятельной.

Но она больна, у неё начинается старческая деменция. И мы с острым сочувствием замечаем, как угасает разум в ярких и умных глазах, как масштабный человек-труженик мужественно борется с распадом личности.

Такое чувство, что актриса большую часть реплик придумала сама, вообще-то роль как направляться не прописана и оборвана. Галина Михайловна негромко скончалась во второй трети картины, прямо в танцклассе, по окончании того как её любимая ученица не явилась на выпускной спектакль, где должна была танцевать основную партию.

Это мания у Тодоровского – «убивать» Алису Фрейндлих. В фильме «Подмосковные вечера», где она играется пожилую писательницу, её прикончила также юная особа, не дав своевременно пилюли…

Лучше бы роли побольше и вразумительнее писали для великой актрисы!

Другими словами встреча грандиозной культуры прошлого с девочкой из современной подворотни закончилась победой подворотни. Культура обломала об неё зубы. Юлия Ольшанская притащила под сень Громадного театра все привычки молодости. Она свирепо ругается.

Выпивает коньяк и вино из горла. Главную репетицию выпускного спектакля она чуть не пропустила, по причине того, что отправилась в постель с юношей, случайно встреченным в электричке.

Собственное участие в выпускном реализовала за деньги мамаше соперницы (деньги пошли родительской семье в Шахтинске, но никакой острой потребности в этом не было). Нечайно начинаешь болеть не за распущенную Юлию, а за её подругу – соперницу Карину (пикантная А. Исаева).

Но основной кошмар в первых рядах. В Большой приезжает известный французский танцор Антуан Дюваль (благодарю, не Жан Дюбуа).

Карьера его клонится к закату, он бродит по театру, встречает отечественную Юлию и идёт с ней на улицы Москвы выпивать коньяк из горла. И вот персонажи подходят к публичной скамье.

И балерина Громадного театра садится на спинку скамейки, взгромоздив собственные копыта сорокового размера на сиденье… Вы меня простите, я человек из Санкт-Петербурга. Я такую шпану по городу шугаю много лет с риском для жизни.

Для меня с сочувствием к героине всё кончено.

Дабы оправдать упорного, не поддающегося никакому окультуриванию гопника, нужна какая-то другая мера обаяния, выдающийся талант. Но для того чтобы актёрского открытия в фильме Тодоровского не случилось.

Неоднократно получалось у него творить чудеса с актёрами, а в этом случае не получилось.

Не оказался и Громадный театр как сказка – распался на последовательность прелестных картин дорогого ремонта. К действительности Громадного фильм отношения не имеет (ну да, у нас при живом Григоровиче какой-то Антуан Дюваль будет партии распределять!), но и до блистающей грезы не дотягивает.

О чём грезить? О том, что тупенькая плебейка с победоносным «а ты чё, на» на устах нацепит балетную пачку и празднично выйдет лебедем точно наоборот царской ложи?

Ролей второго замысла крайне мало, останавливает внимание, само собой разумеется, Валентина Теличкина (директор Академии), эдакая королева инерции, неизменно служащая всевышнему «как бы чего не вышло». И Александр Домогаров в роли спившегося танцора-репетитора Юлии (роли культурных пьяниц что-то сейчас льнут к Домогарову).

Промелькнула в эпизоде милая Яна Сексте (душевная стриптизёрша). А так что-то пустовато в фильме. Не смотря на то, что в таких картинах (я их не в серьез именую «чистая хурма») основное – уровень качества отделки, баланс сокровищ также нужно выполнять.

Через чур уж парадоксально – сочетать лицо героини с изысканной музыкой отвлечённого композитора Павла Карманова, тут нужно что-то из «русского шансона» было давать.

И, создавая фильм о явлениях культуры, прекрасно бы верить в эту самую культуру, в её преображающую силу. Либо хотя бы доверять ветхим хорошим шаблонам: приехал самородок из провинции, встретил Учителя…

Подворотня и без того нас окружает, ещё её и прославлять? Не лишнее ли?

Помимо этого, на это дело имеется Василий Сигарев, а при чём тут был бы Валерий Тодоровский?

Итак, хоккей перемололи, космос перемололи, Большой перемололи, что ещё осталось от Советов? Не так долго осталось ждать мешочек-то опустеет.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Балерина (2017). 1 серия. Мелодрама, сериал.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: