В театр ходят за «многожительством»

В театр ходят за «многожительством»

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

— Этот текст увлек меня своей энергетикой, — говорит Фи­липпенко. — Конечно, я читал его в 60-е, когда он вышел впервые в «Новом мире». Он поднимает очень важный вопрос об исторической памяти.

Я читал его в одном гуманитарном лицее, и учителя литературы были удивлены, что ученики два часа двадцать минут сидели не шелохнувшись.

Очень часто после спектакля по Гоголю ко мне подходили и спрашивали: «То, что вы читали, это все Гоголь написал?» Да, это все написано! Вчитайтесь!

— Вы сказали как-то, что актеры теперь — в сфере услуг. Движение театра от «храма» к «рынку» не вызывает опасений?

— Раньше театр был инструментом идеологических воздействий и был нужен государству в этом виде. Теперь он нужен в сфере обслуживания.

А театр как храм, как трибуна у Гоголя, — боюсь, это ушло безвозвратно.

Я нахожу свой ракурс, свою позицию в этом, как модно говорить, мейнстриме. Очень часто предлагают выступать в дорогих престижных клубах. Прошло 15 лет, и публика, которая постоянно ходит туда, устала от барной стойки и шумной музыки, она хочет слово услышать.

Но все так же, сидя за столиками. Это надо учитывать. Как-то выступал в ресторане. Все было очень хорошо продумано, вечер прошел замечательно.

Но я не учел кофемашину, которая вдруг заработала в ответственную паузу.

— Какая была реакция?

— Никто не заметил, только я. Я все замечаю.

— А когда из зала мобильные телефоны слышатся?

— Это уже данность, и не самое страшное.

— А что самое страшное?

— То, что опытами литературного театра мало кто из молодых занимается. Литература перестала быть неким трудом.

Русская классическая литература помогала отвечать на те или иные вопросы, жизнью человеческого духа занималась.

— Мне кажется, литература больше ставила вопросы…

— На которые ты сам, разобравшись, должен был ответить, или искать ответ в позиции автора. В то время как западная литература занималась рассказыванием историй.

Сейчас хотят просто отвлечься.

— Когда люди приходят послушать вас, они тоже хотят отвлечься?

— Нет. Я слежу, чтобы на афише были как следует видны авторы.

И когда стоят фамилии Зощенко, Аверченко, Аксенова, Высоцкого, Жванец­кого, Довлатова, приходит уже определенная публика. Она хочет послушать, подумать и уловить, какую новую грань Филиппенко повернет.

— В трудную минуту жизни тоже к книге обращаетесь?

— Это, как правило, вопросы, которые надо решать самому. Отвечу цитатой — из Достоевского: бывает, живешь, живешь, и вдруг оказывается, что рядом, под боком книга есть, где вся твоя жизнь как по нотам расписана.

— А вас не пугает, что есть такая книга?

— Я не думал об этом. Нас, пионеров, не учили любить себя, учили любить пионерский отряд.

Мы все были мичуринцы, полагали, что можно горы передвинуть и реки повернуть вспять. О судьбе никто не говорил никогда.

— Сейчас люди любят себя?

— По-моему, да! Очень! Общее место, что пришло поколение эгоистов.

— Вы как-то сказали, что «Книга прощаний» Рассадина объяснила вам, что вы — люди прошлого века, место которым в историческом музее…

— Не объяснила, а помогла успокоиться, прийти в гармонию с собой. Все другое, страна другая. Но куда же деть тот эмоциональный багаж, который пришел, конечно, из шестидесятых!

Ведь самое важное — дискомфорт в нас самих.

— Теперь у вас его нет?

— По этому поводу нет. Мы привыкли, что нам кто-то что-то объяснит. А сейчас ты все сам должен, сам находишь ответ, от тебя все зависит.

Глобальные вопросы ушли, и мы стали решать свои местные задачи. Возросла ответственность за свои действия.

— А что у вас вызывает внутренний дискомфорт?

— Конечно, какие-то внешнеполитические события и события внутри страны. Другое дело, что актерам вмешиваться в политику не стоит.

Но нельзя же жить в обществе и быть свободным от него. Огромное количество проблем сейчас решается людьми, у которых, по-моему, по всем предметам были тройки.

Нужны и генераторы идей, и их воплотители.

— А есть какая-то примета времени, которая вам ужасно не нравится?

— Нет уверенности в будущем. Так это же всем не нравится.

Отсюда все беспокойство — и пенсионеры, и этот рынок… Не привыкли мы к этому.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Как приготовить театр | Почему собаки не ходят в театр


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: