Новые тихие зори: то или не то?

На экраны вышла картина «А зори тут негромкие» по известной повести Бориса Васильева, обрекающая публику на стихийное киноведение – сравнивать новый фильм с фильмом Станислава Ростоцкого 1972 года. У новых «Зорь», говорящих всё ту же ветхую историю про старшину Васкова и его женский отряд, имеется очевидные преимущества. И лишь один недочёт: это произведение отечественного времени

Отечественное время, оно чем примечательно? Тем, что музыка провалилась сквозь землю. «Замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им снова» Вместо музыки – некоторый «звучащий массив».

Кроме того приличного мюзикла никто написать не имеет возможности, ни за какие конкретно деньги. Потому, что стало известно, что деньги тут ни при чём, а при чём что-то такое, чего у нас, землян, на данный момент нет, а когда-то было.Исходя из этого, само собой разумеется, Кирилл Молчанов, создатель музыки к фильму Ростоцкого, имел возможность бы гипотетически претендовать в собственном 1972 году на какой-нибудь приз «за лучшую музыку в кино». А Р. Дормидошин, создатель музыки к фильму 2015 года, также может претендовать а также взять оный приз, но всё это будет ни к чему и не за что. (Призы у нас стали раздавать, в то время, когда некому их начало вручать)

Новые тихие зори: то или не то?

Евгения Малахова, Агния Кузнецова, Кристина Асмус, Софья Лебедева, Анастасия Микульчина

Но неприятность современных русских фильмов о войне, революции, репрессиях и т.д. не только в том, что вместо музыки «звучащий массив», а живописцы в отечественных покалеченных новоделом городах не смогут выкроить для натуры и пяти метров старины. Имеется ещё неприятность с лицами актёров. «Не те» лица.

Это тяжело растолковать, но это быстро чувствуется. Но воздействие «Зорь» происходит в Карелии, а в том месте ещё возможно отыскать адекватную натуру.

И лица храбрецов новых «Зорь» отторжения не вызывают. Отечественные бедные актрисы, в большинстве случаев раскрашенные, как ветхие клоуны, в фильме подверглись тщательной промывке и нашли настоящую, скромную и обворожительную красоту.

Вот Дарья Холод – она играется хозяйку избы, в которой остановился бравый ефрейтор Васков (Пётр Фёдоров). В жизни мы можем прочесть об актрисе какие-то дикие новости – мол, везла собственную собачку подстричься, а сейчас обокрали её «мерседес».

История легко из репертуара Елены Степаненко. А в кино Дарья Холод весьма достойно изображает жёстких деревенских молодух.

Анастасия Микульчина (Рита Осянина) – это же та самая Сонька Золотая ручка, приключениями которой нас травили лет восемь назад. А в новых «Зорях», по окончании промывки, Микульчина получила строгое драматическое лицо.

Сериальная красотка Екатерина Вилкова (командирша зенитчиц), нисколько не утратив собственного глазастого обаяния, доказала, что она вправду актриса и может переодеваться и перевоплощаться. Кроме того Кристина Асмус (Галя Четвертак) убрала с губ собственную лукавую соблазнительную усмешку и стала в полной мере убедительной несчастной детдомовкой.

И таких случаев в новых «Зорях» много. Пройдя через «Мамы-2», «Ёлки-3» и другой поп-корн, актёры всё-таки сохранили в себе понимание и живое начало того, что их вызывающая большие сомнения профессия может время от времени помогать настоящему делу.

Режиссёр «Зорь» Ренат Давлетьяров известен как продюсер, овладевать режиссёрской профессией он стал сравнительно не так давно, и экранизация Васильева, пожалуй, его первая важная работа. Собственного почерка у него до тех пор пока что нет.

Какой на данный момент у многобюджетных картин почерк? Прекрасные картины, скоро сменяющиеся эпизоды. Как неизменно, никаких светотеней.

Фильм Ростоцкого, добротный и подробный, продолжался практически три часа, на данный момент такое нереально. Так что в новых «Зорях» всё на скорости (особенно в эпизодах из прошлого героинь), предпочтительны легко читаемые, скоро узнаваемые символы.

Но из-за данной скорости рассказа Давлетьярову удалось сохранить внутреннее напряжение. Фильм вышел цельным и драматичным, не распался на кусочки.

Прошлое и должно было промелькнуть, по причине того, что основное происходит в настоящем, в то время, когда мужчина и пять дам-воинов воюют на собственной территории, и личная судьба каждого отменена. Война в них живёт как чрезвычайная сосредоточенность, особенное напряжение всех нервов и сил.

Удался, на мой взор, образ неприятеля. У нас в кино были попытки (и очень художественно убедительные) разглядеть неприятеля внимательно, в его людской сложности. Тут этого не требуется вовсе, как говорит ефрейтор Васков, – «это не люди, кроме того не животные, это нелюди».

Чужие твари в отечественном лесу, несущие смерть и лишь смерть, – такими мы видим неприятелей, и это взор народа, вою­ющего за собственную почву. Сентиментальность (продемонстрировать, как какой-нибудь Ганс играется на губной гармошке и набраться воздуха – эх, также люди) была бы в этом случае легко оскорбительна.

Мы видим, как простые люди из естественного состояния переходят в сверхъестественное и уничтожают сильного, злобного, превосходно вооружённого неприятеля. По причине того, что никакого неприятеля на собственной почва они не потерпят – это не идеология, а натура.

В картине имеется ещё один увлекательный мотив, который связан с женской темой сюжета. Как мы знаем, Васильев поступил как настоящий автор, а не как голливудский сценарист, – он не оставил в живых ни одной героини, дабы она вместе с Васковым, взявшись за руки, отправилась навстречу победе.

Погибают все. Но в новом фильме дамы не просто погибают, но как словно бы отдают собственную силу и собственное благословение мужчине. Он побеждает, ими вдохновлённый.

Такие символические, женщины и благородные отношения мужчины в отечественном кино – уникальность, всё в большинстве случаев сводится к сексу – полностью вопреки правде судьбы.

Так что, не обращая внимания на явную принадлежность к «кино для торгового комплекса», новая экранизация Васильева – не провал, не дешёвка, не конъюнктура. Очень сильно играется Пётр Фёдоров, хороши и юные актрисы (а фигура Евгении Малаховой – Жени Комельковой – это что-то фантастическое).

Действительно, второй раз эту картину вряд ли потянет наблюдать. И у тех, кто ворчит «всё не то», имеется собственные резоны.

Но, видите ли, «всё не то» не только у новой картины «А зори тут негромкие». «Всё не то» в планетарных кинематографических масштабах. Так что, одному Давлетьярову нужно за это отвечать?

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Ковбои тут негромкие — Уральские Пельмени (2017)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: